История русского фарфора началась задолго до прихода советского периода. С середины 18 века в стране было налажено изготовление высококачественной посуды и скульптурных фарфоровых изделий, не уступавших лучшим европейским образцам. В Советском Союзе были расширены производственные мощности уже существующих заводов, а также возникло множество новых. Так начал зарождаться знаменитый советский фарфор.
В каждой республике имелись собственные фабрики, на многих из которых существовали музейные экспозиции лучших художественных образцов советского фарфора. Всего на территории страны действовало около 300 крупных и малых производств, на которых за качеством продукции тщательно следила служба, контролирующая ее соответствие ГОСТу. Поэтому фарфоровые изделия того времени отличаются высокими практическими и художественными характеристиками, что позволяет им в настоящее время относиться к дорогим видам антиквариата.
Ценность советского фарфора
В Республике Советов новые критерии эстетики требовали появления наглядной агитации на любых предметах быта, которые художественно оформлялись в стиле времени. Роспись посуды и тематика статуэток этого периода носит ярко-выраженную идеологическую направленность. После процесса национализации предприятий оставалось множество заготовок посуды, которую начали расписывать вручную рисунками, прославляющими новую власть и служившими пропаганде советских идей. На Государственном фарфоровом заводе в Петрограде трудились выдающиеся мастера, такие как известный художник и автор первого герба Страны Советов, Сергей Чухонин. Благодаря ему скучные надписи превратились в шрифтовой орнамент, которым на тарелках, блюдцах, чашках писали советские призывы и лозунги.
В композиционные росписи фарфора СССР добавлялись монограммы, изображения цветов и фруктов, портреты революционных политических деятелей. Новые ценности изображались при помощи строгого и лаконичного стиля, который подчеркивался контрастом белого и черного цветов, а также использованием желто-красно-коричневой гаммы расцветок. В производстве фарфоровых шедевров нашли свое выражение идеи конструктивизма, которые тогда переживали начальную стадию развития. Так появились агитационные работы известных мастеров: Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, К. Малевича и В. Кандинского. Их работы отличались не только оригинальной росписью, но также необычным решением формы чайных сервизов и статуэток.
Произведения искусства, запечатленные в советском фарфоре, отражают новаторский дух времени, в которое они создавались. К ним можно отнести множество статуэток, изображающих людей и животных, выполненных с изяществом форм и точной передачей настроения персонажей. Среди них встречаются жанровые сценки с участием красноармейцев, пионеров, колхозниц и рабочих различных профессий. Известны целые серии, изображающие представителей различных национальностей в характерных костюмах. Выпускалось также огромное разнообразие бытовых предметов, среди которых вазы, шкатулки и сервизы.
История развития советской фарфоровой отрасли
В первое время после революции 1917 года, фарфоровые предметы, украшавшие роскошный быт аристократии и среднего класса, стали считаться признаком чуждой классовой идеологии. Но постепенно, в двадцатых годах, начали возрождаться и переименовываться бывшие Императорские мануфактуры, ставшие началом нового производства фарфора в СССР. Новая тематика этой продукции стала еще одним олицетворением ценностей молодого советского государства.
Быстро возникшая, партийная элита и коллекционеры начинают интересоваться уникальными, трудоемкими художественными изделиями, многие из которых создавались вручную. Ценители той эпохи старались собирать коллекции, наглядно иллюстрирующие эстетические и культурные качества строителей нового общества, которые могли бы представлять интерес для последующих поколений. Качество изделий того времени, традиционно сохраненное впоследствии, отличается высокой прочностью и устойчивостью к перепадам температур.
К сороковым годам прошлого столетия, мода на советский фарфор с агитационной росписью постепенно угасла, а ему на смену приходили цветочные композиции, жанровые изображения, виды красивой архитектуры, которые служили украшением быта граждан. Эталоном качества всегда оставался Ленинградский фарфоровый завод, который являлся одним из первых производств качественной фаянсовой керамики в России. Большинство искусствоведов и крупных коллекционеров разделяют весь фарфор СССР на два крупных периода, с 1921 года до Великой Отечественной войны и после нее, вплоть до 1991 года.
Фарфоровое производство в довоенный период
Начиная с 1921 года происходит возрождение крупных заводов и переход на революционную тематику росписи посуды, что позволило производствам не только сохраниться в этот период всеобщей перезагрузки, но и оказаться в начале создания нового искусства. Основной отличительной чертой агитационного советского фарфора стали полупрозрачные тона росписи, с подчеркнутой местами графической выразительностью рисунка. Уникальность предметов, создаваемых в то время, настолько очевидна, что при попытках подделки, оригинальность произведений быстро устанавливается.
Все большее количество таких изделий становятся музейными ценностями, а продать фарфор, изготовленный в этот период, можно все дороже. Прошло почти столетие и многие хрупкие предметы украшения интерьеров, сделанные в то время, разбились или затерялись, но оставшиеся становятся редкими артефактами, свидетельствами уникального периода в истории государства.
Послевоенное развитие производства
Во время мировой войны и последующего восстановления хозяйственной деятельности в стране было не до развития фарфорового производства. Оно вновь начало возрождаться с 50-х годов, получив свое наибольшее развитие в последующие несколько десятилетий. Многие статуэтки, выпускаемые в тот период продолжали традиционно изображать рабочих, спортсменов, пионеров, строителей нового общества. Фигурки выполнялись с поразительной реалистичностью, вплоть до мельчайших подробностей, характерных для деталей быта и одежды того времени.
Одновременно с отдельными персонажами, предприятия брались за выпуск целых серий небольших статуэток, изображавших детские фигурки, объединенные в тематическую коллекцию «Счастливое детство». Тогда же производили скульптурные изображения, посвященные национальным костюмам многочисленных народов страны. Популярным был фарфор СССР, посвященный спортивной тематике и пропаганде здорового физического облика советских людей. В девяностые годы страна переживала перестройку, в результате, многие производства художественных промыслов стали приходить в упадок и закрылись. Эра советского фарфора завершилась в 1991 году, но интерес к нему во всем мире с годами продолжает только увеличиваться.
ще больше статей о фарфоровых изделяих читайте на нашем сайте в разделе “Фарфор” :
Китайский фарфор
Фарфоровые пасхальные яйца. Цена.
Фарфоровые куклы