Миниатюрные фигурки : Нэцкэ и Окимоно
В современных интерьерах, оформленных в восточном стиле, часто можно встретить миниатюрные статуэтки, которые называются нэцкэ или окимоно. Люди, непосвященные в особенности традиционной японской атрибутики, часто путают эти миниатюрные фигурки, выполненные из кости, твердых пород дерева или камней. Привлекательные декоративные изделия, по учению фэн-шуй, обладают определенным энергетическим воздействием на своих обладателей и среду размещения. Резные статуэтки или брелоки отличаются друг от друга по смыслу и внешним признакам
Основные определения изделий
Популярность фигурок нэцкэ заметно повысилась в 17 веке, когда они стали использоваться в качестве брелока для закрепления на поясе мешочка для хранения полезных мелких предметов. Небольшая фигурка из кости, камня или дерева имела отверстие для продевания веревки, с помощью которой ее привязывали к поясу.
Поскольку особенности национальной одежды японцев – кимоно – не предполагают наличие карманов, то трубки с кисетами, монеты и другие мелочи, необходимые в пути, переносили в специальных мешочках. Использовались также небольшие лаковые коробочки и другие емкости, удобные для хранения лекарств, курительных смесей, ключей, денег или личных печатей. С помощью специального шнура их крепили к поясам с помощью небольших фигурок нэцкэ. Брелки выполняли задачу противовесов и изготовлялись с размерами от 3 до 15 см. В женских нарядах использовали нэцкэ, перекинутые через рукав кимоно. В связи с утилитарным назначением скульптурных изображений, их делали без острых углов и с отверстием для продевания шнурка. Начиная с 20-го века, стало возможным приобрести нэцкэ не только в качестве своеобразной фурнитуры, но и для украшения интерьера. Именно в этот период грань между амулетом-брелоком и окимоно постепенно стирается, так как последняя разновидность прикладного искусства изначально предназначалась для оформления жилой среды. Традиционно для японского дома было располагать окимоно в специально отведенных для них нишах. Здесь они могли соседствовать с сусеки, бонсай и другими предметами для созерцания.
Фото взято с сайта : samurai-artgallery.ru/okimono/okimono-geysha
Исторические корни популярных изделий
В древних традициях искусства Востока всегда использовались небольшие изображения божеств, отвечающих за различные сферы деятельности или духовного развития человека. Начало отдельному виду прикладного искусства было положено в Китае, откуда корейские купцы распространили их на другие регионы Востока. Таким образом, первые нэцкэ и окимоно попали на японские острова, где их долгое время называли «тобори», что означает в переводе «китайская резьба».
Постепенно они заняли свое особое место в быту и культуре Японии, а со временем стали использоваться для удобного крепления мешка «хиути-букуро», при переноске мелких предметов. Особенно много изображений японских божеств появилось в 17-18 веках. Японские мастера по резьбе из камня и дерева открывали свои школы, в которых развивались все новые направления в изготовлении декоративных шедевров. Начиная с 19 века, когда японские изделия начали появляться на международных ранках, жители Европы и Америки смогла познакомиться с уникальными произведениями восточного искусства. Взлет популярности окимоно и нэцкэ произошел после Венской Всемирной выстаки промышленных изделий, где Япония впервые представила свои национальные достижения в ремеслах и культуре.
Среди самых распространенных сюжетов миниатюрных фигурок встречаются жанровые изображения буддийских божеств китайского пантеона, среди которых Дайкоку, Хотэй и Бендзайтэн. Широко распространялись стилизованные даосские статуэтки почитаемых мудрецов и древних философов. Кроме статуэток Будды, известны также фигуры Фукукрокудзю и Дзюродзин.
Для воплощения творческих замыслов японские мастера использовали многие виды материалов, среди которых ценные породы дерева, бронзовый сплав, медь, фарфор и камень. Наиболее привлекательными являются японские сувениры из самшита, сакуры, нефрита, опала, бивня нарвала и других необычных материалов. Особенно ценными считаются изящные изделия из слоновой кости, выдержанные для получения уникального тона в крепком чайном настое.
Главные различия между окимоно и нэцкэ
Многие люди, непосвященные в тонкости восточных искусств, не видят никакой разницы между отдельными видами миниатюрной скульптуры. Однако для японцев и последователей учения фэн-шуй такие изделия наполнены совсем другим смыслом, что определяет их использование.
Изначально окимоно представляло собой декоративную деталь для украшения интерьеров. В их исполнении главное внимание уделялось внешней привлекательности изделий. Часто их делали в виде жанровых композиций, скульптурных изображений животных или мифологических персонажей. Небольшие фигурки из кости, серебра, бронзы, фарфора или полудрагоценных пород натурального камня не имели отверстий для крепления и предназначались для установки на полу помещения или в специальных нишах.
В отличие от окимоно, фигурки нэцкэ обладали в глазах обладателей магическими свойствами. Их приобретали в качестве амулетов для привлечения удачи, материального достатка, а также защиты семейного благополучия и здоровья от негативных воздействий.
Фото взято с сайта : samurai-artgallery.ru/netske
Окимоно и нэцкэ в современном мире искусства.
После того, как всему миру были представлены уникальные произведения японских резчиков, с начала 20-го века японские скульптуры стали продавать на самых крупных аукционах. Для удобства европейского потребителя были собраны и систематизированы сведения о различных школах и течениях в данной разновидности японского искусства. На родине декоративных изделий внимание уделялось только качеству и оригинальности работ, а не их классификации.
Окимоно и нэцкэ вошли в современный мир искусства, как полноправные звенья. Интерес мирового бизнеса в этой сфере сделал их одними из самых дорогих и популярных скульптур среди аналогичных произведений. Выход на европейский рынок, в свою очередь, оказал влияние на особенности изготовления традиционных восточных фигурок. Японские мастера перенимали лучшие пластические приемы своих коллег из других частей света, совершенствуя свои манеры и улучшая технику производства резных изделий.
Художественная ценность фигурок, произведенных после Второй мировой войны, заметно снизилась. Это связано с ограничением добычи слоновой кости и утерей мастерства изготовителей. В настоящее время нэцкэ и окимоно производят в массовом формате для удовлетворения спроса туристов на сувениры. Зато обладатели редких старинных экземпляров, украшенных тонким орнаментом, могут при продаже получить за них 100 тысяч долларов, а иногда и больше.
Еще более подробно про Нэцкэ читайте здесь : Фигурки Нэцкэ: значение миниатюрных японских фигурок
Разновидности Нэцкэ. Их смысл и форма