Фигурки Нэцкэ
На начальных этапах образования социальных обществ, религиозные верования были представлены множеством богов. В пантеоне каждое божество отвечало за свой вид деятельности или род покровительства. Люди верили, что Высшие Силы постоянно и неусыпно наблюдают за их жизнью, охраняя, направляя и поддерживая, по мере необходимости.
Местами, на планете можно видеть больших идолов, величина которых до сих пор вызывает удивление. Кроме того для поддержания постоянной связи с богами изготавливались миниатюрные фигурки, которые можно было повсюду носить с собой. По облику и отделке этих своеобразных произведений можно судить, какая именно сфера подчинялась каждому из божеств. Одни из них помогали управлять стихиями, другие посылали удачу в охоте и рыбалке, а другие помогали охранять семейный очаг. Божествам, воплощенным в камне или дереве, поклонялись и подносили разнообразные жертвы, вступая, таким образом, в общение с силами, которые они представляли.
Очередной виток развития цивилизации привел к появлению в мире нескольких монотеистических религий, среди которых – христианство, ислам и буддизм. Однако традиционные верования в божественных покровителей, дающих надежду на определенные блага в жизни, остались в культуре многих народов. Это объясняет существование в искусстве Востока прекрасно выполненных скульптурных изображений богов, которые многие люди носят с собой в качестве талисманов. У японцев такие сувениры носят название «нэцкэ». Они приносят своим обладателям удачу в бизнесе, счастье в личной жизни или помогают вернуть здоровье.

История появления Нэцкэ
Название целому направлению японского искусства дало чисто утилитарное назначение небольшой фигурки, выполняющей роль фурнитуры. Настоящее написание слова выглядит следующим образом: 根付, что означает в переводе с японского «прикрепление корня». Миниатюрные фигурки нэцкэ не соединяли части одежды, подобно нарядным пряжкам древних римлян, но служили для крепления небольшого футляра для мелочей (инро) к кожаному или плетеному поясу (оби). Еще раньше подобные изделия изготавливали в Китае, так как в национальной одежде обеих стран (кимоно) не предусматривалось карманов.
Жителям японских островов было необходимо носить с собой различные мелкие предметы, такие как монеты, ключи, ножики и предметы для личной гигиены. В произведениях, написанных в 8 веке, упоминается, что специальные мешочки для полезных предметов одевали на оружие, которым служил меч. Но такой способ не был рациональным, и снижал скорость реакции на опасность. Постепенно, из китайской культуры, в обиход японцев тоже пришли маленькие амулеты, искусно вырезанные из различных материалов. Самыми распространенными были скульптуры из костей животных, камней и дерева.
В соседней Монголии было принято носить на поясе специальные кольца, на которые также одевались мешочки с необходимыми в дороге мелочами. К 14-му веку японцы объединили разные традиции, и стали использовать пояса для крепления миниатюрных фигурок. В свою очередь, к такому костяному или деревянному талисману, привязывались нанизанные на веревку мелкие предметы.
Пик популярности резных фигурок
Заметный интерес к оригинальным скульптурным изображениям волшебных существ появился в 17 веке. Поначалу они не были окружены ореолом таинственности, а играли роль декоративной детали наряда, а то и повседневной одежды. Постепенно мода на японские божества,в виде небольших амулетов, распространилась настолько, что в Японии возникли различные школы мастеров по резьбе нэцкэ.
Резчики вкладывали в свои произведения определенную символику, а обладатели легендарных брелоков приписывали им магические свойства, свидетельствуя, что эти талисманы приносят счастье, благополучие и успех в делах. Многие старались купить нэцкэ не только для себя, но также в качестве дорогого подарка близким людям.
От изображений религиозных и мифических героев, искусство нэцкэ все больше переходило к воплощениям бытовых или жанровых сценок. В 19-м веке среди миниатюрных скульптур можно встретить фигуры бродячих актеров, отдыхающих в корчме мужчин или работающих хозяек.
Современные традиции в искусстве нэцкэ
С начала 20-го столетия, небольшие скульптурные талисманы утрачивают свою утилитарную функцию, и становятся одним из популярных видов японских сувениров, сохраняя основные традиционные признаки. Мастера производят коллекционные изделия, предназначенные больше для экспортного рынка. В этот период нэцкэ все больше становятся похожими на небольшие скульптурки «окимоно», предназначенные для оформления интерьеров. Таким образом, специальные приемы нэцукэси обогащаются особенностями европейских статуэток.
Современные объемы производства легендарных фигурок нэцкэ по-прежнему остаются массовыми. Оригинальную сувенирную продукцию, традиции корой уходят в глубину веков, с удовольствием приобретают многие любители миниатюрной скульптуры. Их носят при себе, веря в волшебную силу амулетов, или украшают дома. Недорогие статуэтки, выполненные с определенным смыслом, могут стать прекрасным дружеским подарком.
Если вам нравится тема японского искусства, то можете ознакомиться с нашими текстами про Окимоно и Нэцкэ : Японские миниатуюрные фигурки : Нэцкэ и Окимоно.
Разновидности Нэцкэ. Их смысл и форма
Статуэтки Будды. Бог Хотэй