Кусинское чугунное литье.
Уральский регион славится уникальными художественными промыслами, возникшими на местах богатых залежей природных ископаемых. Одним из таких традиционных промыслов является Кусинское чугунное литье, которое по многим параметрам не уступает более известному Каслинскому бренду.
Основание завода
Предприимчивые промышленники Российской империи, Мосоловы и Лугинины, в середине 18-го века выкупили у Айлинской башкирской общины часть земель по берегам реки Кусы. В окрестностях были найдены залежи особой пластичной формовочной глины, с помощью которой можно было отливать изделия высокой точности . Железоделательный завод начали строить в этом месте в 1770-м году, а с 1788-го мощности предприятия уже располагали водяной мельницей, кричными горнами и молотами. Рядом возвели верфи для строительства барок, предназначенных для перемещения продукции нового завода по Каме и реке Белой. Предприятие быстро разрасталось, благодаря освоенному производству пушечных ядер, снарядов, орудий труда, посуды, а также художественного чугунного литья. В первой половине 19-го века вокруг Кусинских железоделательных промыслов поселилось более 2 тысяч человек, получивших здесь работу и возможность оседлой жизни.
Развитие художественного литья
Собственную традицию декоративного чугунного литья мастера завода создавали методом проб, ориентируясь на понравившиеся им образцы. Имена наиболее успешных самобытных скульпторов сохранились в летописи завода, среди них: В. Дятлов, С. Иконников, И. Мандрыкин, Н. Мурзин, П. Шалапов и б. Лепешкин. Первое одобрение от Петербургского департамента горной отрасли мастера Кусинского завода получили в 1883-м году, когда ассортимент художественных изделий насчитывал около 400 образцов. Химический состав Кусинского чугунного литья высоко оценил Д. И. Менделеев, сравнив его с лучшим на тот момент Каслинским заводом. Среди кабинетных изделий, поступавших на рынки России и зарубежных стран, были подсвечники, портсигары, чернильные наборы, вазы, блюда, рамки для фотографий, этажерки для книг и пресс-папье. Появлялись и скульптурные композиции, среди которых «Чертенок, делающий нос», с длинным изогнутым хвостом.
К концу 19-го века на счету уральских мастеров появилось множество наград международных выставок в таких крупных европейских центрах, как Париж, Милан и Стокгольм. Старшим мастером по художественному литью в то время был Ф. О. Васенин, благодаря таланту которого, продукция Кусинского завода заслужила всемирную известность. Некоторые из разработанных им моделей предприятие производит до сих пор – это пепельница «Туфли с мышатами» и «Тарелка для визиток в византийском стиле». Цикл высокохудожественных работ принадлежит авторству выпускницы Строгановского художественного училища А. К. Костеркиной. Среди ее оригинальных моделей можно упомянуть: пресс-папье «Лежащая женщина», статуэтка «Танцовщица» и жанровая скульптурка «Девочка с вязанием». Высокую награду выставки в Глазго, в 1901-м году, получил молодой скульптор В. Кашкаров, за виртуозно выполненную статуэтку «Охотники с тремя борзыми».
В музее Кусинского железоделательного завода можно встретить множество изящных и миниатюрных жанровых фигурок, идеально выполненного кружева, отлитого из тяжелого металла, а также уникальные самовары, часы и даже рояль. По заказу немецкого музыканта и производителя инструментов Карла Рёниша, в 1867-м году была выполнена уникальная цельная рама из чугунного литья, ставшая основой для рояля.
Читайте наши остальные статьи про чугунное литье в разделе “Антиквариат”
Каслинское чугунное литье.
Каслинское чугунное литье. Новое время
Кусинское чугунное литье.
Кусинское чугунное литье. XX век.