Фарфоровые статуэтки СССР
Часто самые незатейливые предметы быта становятся свидетельствами эпохи, которые могут дать представление об эстетических предпочтениях целого поколения. Сохранившиеся фарфоровые статуэтки СССР на протяжении десятилетий украшали интерьер простых домов и квартир. Эти симпатичные изделия с течением времени представляют исторический интерес и становятся антикварной ценностью.
Признание антикваров
По общепризнанным нормам, антиквариатом могут считаться предметы искусства или обихода, возраст которых составляет 100 и более лет. Однако большой спрос коллекционеров на оставшийся в целости советский фарфор заставляет профессионалов обращать внимание на эти изделия. В последние годы многие специалисты советуют вкладывать средства в покупку фарфоровых фигурок, оставшихся на память о дизайнерских стилях бывшей советской империи.
Особенным спросом среди любителей антикварных предметов пользуются такие коллекционные статуэтки, как герои известных басен или сказок, характерные скульптурные изображения колхозников, рабочих, пионеров с атрибутами детской организации, спортсменов и легендарных военных в форме Красной армии. Хорошая сохранность изделий может свидетельствовать о высоком качестве фарфора и декоративных покрытий.
Статуэтки, как отражение культуры страны
Среди не слишком обширного выбора произведений декоративного искусства в СССР, фарфоровые статуэтки пользовались большой популярностью во всех социальных слоях населения. В тематике советских фарфоровых статуэток, как в зеркале отражались главные исторические вехи жизни государства. С одной стороны, миниатюрные скульптуры способствовали закреплению достигнутых общественных успехов, а с другой – становились одним из мощных средств пропаганды. В довоенный период в фарфоровых изделиях отражаются процессы индустриального строительства, многонациональный состав государства, создание новой армии и возникновение колхозов.
Наглядная демонстрация в изменении общественных ценностей наблюдается после окончания Второй мировой войны. Общество предельно мотивировано после перенесенных потрясений и победы над захватчиком, что снижает необходимость в дополнительной наглядной агитации. В сюжетах изделий фарфора СССР появляется все больше композиций на темы народных сказок или спокойных бытовых сцен. Сохранилось также множество фигурок детей, животных и птиц. Одновременно улучшается и качество исполнения, по сравнению с немного грубоватыми образцами, выполненными в стиле «пролеткульта» первой половины века. Изменения происходят не только в более изящной и детальной раскраске, но и в составе фарфоровой массы. Привлекательный советский фарфор занимает место среди наиболее дорогих предметов в обустройстве миллионов квартир и домов. Признаком каждой «приличной» семьи являлся сервант с праздничными сервизами, хрустальными вазами и красивыми статуэтками.
Спрос определяет производство
Возрастающая популярность красивых изделий из отечественного фарфора объяснялась не только растущим разнообразием сюжетов, но также заметным качеством обжига, покраски и глазировки. Все предприятия по выпуску посуды и других отраслевых изделий работали над изготовлением всего спектра ассортимента. Однако каждый фарфоровый завод обладал собственным «лицом», особенность которого выражалась в технике росписи или тематике продукции. Например, один из крупнейших производителей, Ломоносовский фарфоровый завод, большое внимание уделял композициям сувенирных фигурок в виде простых бытовых сюжетов. Они до сих пор являются замечательными свидетельствами повседневной жизни обитателей ушедшей эпохи. Среди них можно видеть многочисленные сценки, иллюстрирующие досуг или рабочую обстановку.
Над созданием композиций часто работали известные мастера отечественной скульптуры, такие как Вера Мухина или сестры Елена и Наталья Данько. По этим причинам, отдельные работы представляют собой наиболее ценный антиквариат среди специалистов, изучающих происхождение каждого изделия.
Интересным направлением в производстве фарфоровых статуэток СССР является тема этнографии. Национальные особенности множества народов, объединенных в одном государстве, представляли интерес не только с этнической стороны, но и с политической. Живое отражение в тематике фарфоровых статуэток находили также международные связи СССР. Так, в 50-х годах прошлого века, особое внимание уделялось развитию культурных связей Советского Союза с Индией. Фарфоровые заводы сразу ответили на государственные приоритеты выпуском фигурки индийской девушки, одетой в традиционный национальный наряд.
Высоким спросом среди населения пользовались изображения детей и спортсменов, пропагандирующих семейные ценности и здоровый образ жизни. Особой популярностью отличались также фигуры балерин и героев уральских легенд, описанных П.П. Бажовым. Они несли заряд позитивных эмоций, вызывали улыбку и приятные ассоциации.
Мастера многих производства, среди которых Гжель, Дулево и завод ЛФЗ, с потрясающим искусством изображали мельчайшие подробности миниатюрных статуэток. Точность и художественная передача тонкостей ставит эти работы в разряд эталонных фарфоровых изделий. Они всегда будут яркими отражениями ушедшей эпохи и свидетельствами выдающегося таланта их создателей.
Еще больше о фарфоре
Если вы такие же любтели фарфоровых изделий, как и мы, читайте наши статьи.
Китайский фарфор
Фарфоровые куклы
Советский фарфор. Сколько стоит сейчасФарфоровые пасхальные яйца. Цена.